Тесты академических способностей (academicaptitude tests)
Существует много типов Т. а.
с. или, иначе говоря, способности к обучению. Общие тесты, такие как меры
интеллекта, оценивают широкий спектр когнитивных способностей (capacities)и предсказывают, в общих чертах, степень успешности
в большинстве академических занятий. В отличие от них, специальные тесты
предсказывают степень успешности в более ограниченных областях, таких как
математика, музыка, родной язык или иск-во, и подходят для распределения уч-ся
с целью специализации в этих областях.
Тесты способностей нередко
имеют более широкую сферу охвата, чем тесты достижений, однако зачастую бывает
очень трудно разграничить их на основе специфических заданий. Главное различие
между ними заключается в их назначении: тесты способностей предсказывают
обучаемость, тогда как тесты достижения оценивают результаты прошлого обучения
и текущие знания. Возникающее порой смешивание этих разновидностей тестов
вполне объяснимо, поскольку мн. тесты достижений предсказывают последующее
обучение лучше некоторых тестов способностей, в особенности когда
предсказываемые достижения относятся к узко определяемой области. Анна Анастази
в «Психологическом тестировании» [см. А. Анастази, С. Урбина,
Психологическое тестирование, СПб., Питер, 2001. Примеч. ред.] и Ли Кронбах в «Основах
психологического тестирования» (Essentials of psychological testing)показывают,
что различие между тестами способностей и достижений можно отобразить на
континууме, на одном конце к-рого находятся тесты специфических, школьных
достижений (напр., тесты, создаваемые учителем для применения в своем классе),
а на другом — тесты общих способностей (напр., тесты интеллекта). Такие тесты
способностей, как Тест академических способностей (SAT)и
Письменные экзамены для аспирантов (GRE),попали бы в середину этого
континуума.
Надежность и валидность тестов способностей. Тесты способностей должны
обладать специфическими видами валидности и надежности. Крайне важно, чтобы
такие тесты показывали прогностическую валидность, то есть то, в какой степени
тестовые показатели могут предсказывать заданный критерий. Т. о., показатели
тестов способностей используются не для определения успешности выполнения
содержащихся в них заданий, а для прогнозирования некоторого релевантного
критерия (напр., Тест аналогий Миллера (Miller Analogies Test)может использоваться для прогнозирования успешности
обучения в аспирантуре). Обычно для описания прогнозируемых связей используются
коэффициенты корреляции, при этом корреляции от 0,40 до 0,50 считаются уже
приемлемыми. Некоторым тестам способностей, особенно общим тестам интеллекта
(таким как Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине), желательно также иметь конструктную
валидность.
IQ-тесты. В 1917 г. военным
ведомством США при содействии Американской психологической ассоциации были
разработаны и апробированы групповые интеллектуальные тесты, получившие
название Армейский альфа и Армейский бета. Они могли проводиться одновременно
на больших группах людей и оказались полезными при отборе строевых офицеров и
офицеров запаса. Множество др. интеллектуальных тестов, разработанных
впоследствии для нужд школьного образования, были созданы по образцу Армейского
альфа-теста.
Если показатели большой
группы детей по тесту интеллекта представить в виде графика, показывающего
частоту встречаемости каждого показателя, получится колоколообразная нормальная
кривая. Среднее (или усредненный показатель) всегда равно 100, а стандартное
отклонение — примерно 15. Дети, показатель к-рых не достигает 70 (нижние 2%
населения), могут быть отнесены к категории детей с психической задержкой
развития или умственно отсталых, тогда как детей с показателями выше 130
(верхние 2% населения) иногда относят к категории одаренных.
Многофакторные тесты способностей. Многофакторные тесты способностей содержат
набор субтестов, измеряющих различные способности. Эти субтесты оценивают более
широкий спектр способностей, нежели IQ-тесты.
Получаемая с их помощью информация оказывается полезной в профессиональном и
образовательном консультировании. Вся батарея субтестов стандартизуется на
одних и тех же людях, что позволяет проводить сравнения по различным субтестам
и идентифицировать слабые и сильные способности.
Одной из наиболее широко
используемых комплексных батарей способностей является Дифференциальный тест
способностей (DAT). DAT включает восемь субтестов: «Вербальное
рассуждение», «Оперирование числами», «Абстрактное рассуждение», «Скорость и
точность конторских операций», «Механическое рассуждение», «Пространственные
отношения», «Орфография и Словоупотребление». Объединение показателей по
субтестам «Вербальное рассуждение» и «Оперирование числами» дает комплексный
показатель, сопоставимый с общими показателями IQпо пересмотренной шкале
интеллекта Векслера для детей (WISC-R)или по шкале Стэнфорд-Бине. DAT используется в работе с
учениками 8—9 классов, чтобы обеспечить их релевантной информ. как раз в то
время, когда они планируют дальнейшее образование.
К многофакторным тестам
способностей также относятся: Батарея тестов общих способностей (GATB)Управления
размещения и регулирования рабочей силы США, содержащая 12 тестов и дающая
показатели по 9 факторам; Батарея профессиональной пригодности Вооруженных сил
США (ASVAB);Тест способностей для не умеющих читать (Nonreading Aptitude Test, NATB);Комплексная батарея способностей (Comprehensive Ability Battery);Батарея способностей Гилфорда-Циммермана (Guilford-Zimmermann Aptitude
Battery);Международную батарея тестов
первичных факторов (International
Primary Factors Test Battery);Национальные тесты
готовности (MRT)и Тест базисных понятий Боэма (ВТВС).
Есть также тесты специальных
способностей для прогнозирования успешности в конкретных областях деятельности,
оценивающие канцелярские и стенографические способности, зрение и научение,
зрение и слух, механические способности, музыкальные и артистические
способности, креативность. Тесты способностей, применяемые для отбора на
конкретные специальности при приеме в колледж или на работу, включают Тест
академических способностей (SAT), Тестовую батарею Программы
тестирования американских колледжей (ACT), Тест для поступающих в
юридическую школу (Law
School Admissions Test, LSAT)и Тест для поступающих в
медицинский колледж (Medical
College Admissions Test, MCAT).
Знание показателей по тестам
способностей может помочь учителям в формировании реалистичных ожиданий в
отношении своих учеников и в выработке индивидуального подхода к их обучению.
Сравнение показателей по тестам способностей и достижений может выявить
расхождения, вызывающие внимание либо к ученику, либо к методическим просчетам
учителя. В профконсультировании тесты способностей помогают выявлять различия в
способностях и определять соотношение сильных и слабых сторон консультируемого
с т. зр. умений, необходимых для овладения различными профессиями. Эти
результаты также помогают консультантам диагностировать причины неуспеваемости.
Напр., IQ-тесты могут показать, что
ребенку скучно на уроках или его фрустрирует обучение в школе.
Вероятно, наиболее важными
областями использования тестов способностей яв-ся отбор, классификация и
распределение. Тесты способностей используются также для выявления задержек
психич. развития. В ситуациях, когда из большой группы кандидатов может быть
отобрана лишь ограниченная группа уч-ся, тесты способностей могут предоставлять
общую основу для сравнения всех заинтересованных уч-ся, и тогда, в сочетании с
другими источниками информ., их показатели могут использоваться для принятия
отборочных решений.
См. также Тестирование способностей (aptitudetesting) , Клинический прогноз в сравнении со статистическим (clinical versus statistical prediction) , Прогноз академической успеваемости студентов, Дифференциальные тесты способностей (DifferentialAptitude Tests, DAT) , Бланковые тесты интеллекта
Дж. Мак-Миллан
|