Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (Stanford-Binetintelligence scale)
Ш. и. С.-Б. оказала на
американское об-во большее влияние, чем к.-л. др. психол. инструмент. Она
прочно вошла в сознание законодателей и деловых людей. Поскольку использование
этой шкалы тесно связано с вопросами образования одаренных и обычных детей и
соц. адапт. лиц, относимых к категории умственно отсталых, на протяжении всей
истории ее применения не утихали споры в отношении ее надежности, относительной
роли факторов наследственности и среды, ее соответствия теорет. положениям
дифференциальной психологии и справедливости применения в принятии практ.
решений, влияющих на будущее конкретных людей.
Шкала интеллекта была
разраб. французским психологом А. Бине в качестве инструмента классиф. детей в
целях обучения. Он был первым из психологов, применившим психол. тесты к детям.
Бине ввел понятие умственного возраста и распределил свои тесты в соответствии
с возрастными группами.
В 1916 г. появилась новая
редакция шкалы Бине, в к-рую вошли мн. тесты из первоначальной шкалы. Однако
она тж включала ряд новых тестов, в основном разраб. Тёрменом. Эта версия шкалы
подверглась новой тщательной стандартизации с использованием обширных и
репрезентативных выборок детей и взрослых. Наиболее заметным новшеством был
отказ от расчета IQ как отношения умственного
возраста к хронологическому с максимальным значением хронологического возраста
в качестве точки, к-рой стремится достичь измеряемая умственная способность.
В 1937 г. Тёрмен и М. А.
Меррилл опубликовали две тщательно уравненные шкалы — Форму L и Форму М, со 129 тестами в каждой с минимальным перекрытием заданий.
Третья редакция теста Ш. и. С.-Б., изданная Тёрменом и Меррилл, появилась в
1960 г. Две формы 1937 г. были объединены в Форму L-М, при этом мн. задания были
удалены, а нек-рые подверглись перестановкам. Осн. изменением стало
переопределение IQ как стандартного показателя
со средним 100 и стандартным отклонением 16 баллов. В 1972 г. были опубликованы
новые нормы, охватывающие возрастной период от 2 до 18 лет и учитывающие
влияние на рез-ты выполнения теста соц. и культурных изменений, происшедших за
эти годы в жизни американского об-ва.
См. также Меры интеллекта (intelligence measures) , Векслера тесты интеллекта
Ф. ДюБуа
|