Школы профессиональной психологии (schools ofprofessional psychology)
Большинство психологов
обучается на факультетах психологии в ун-тах. Даже те, кто приступает к
профессиональной деятельности в области клинической психологии или психол.
консультирования, обычно после получения высшего образования продолжают свое
обучение по программам факультетов; эти программы соизмеримы по объему и
структуре с программами по эксперим. и соц. психологии и психологии развития.
Тем не менее среди тех, кто готовится начать практ. деятельность, все
увеличивается число психологов, получивших образование в школах
профессиональной психологии; они по своей структуре сходны со школами права,
медицины, машиностроения или бизнеса. Первые Ш. п. п. представляли собой
независимые учреждения, не связанные с ун-тами. В настоящее время мн. такие
школы расположены в ун-тах, при этом достаточно велико и количество таких,
к-рые продолжают функционировать отдельно.
Ш. п. п. выделяются по неск.
признакам. Во-первых, их явной задачей яв-ся подготовка студентов к практ.
деятельности. Во-вторых, их организационная структура соответствует скорее
структуре школы или колледжа, чем факультета ун-та. Эта их особенность имеет
ряд последствий. Использование административных ресурсов и руководство осуществляются
относительно непосредственно, обычно через сотрудников центральной
администрации в тех школах, к-рые функционируют в рамках ун-тов, или через
совет директоров в независимых школах. Число уч-ся здесь, как правило,
значительно превышает количество студентов на факультетах ун-тов. Третьей
характерной особенностью профессиональных школ яв-ся то, что их учебный план
нацелен специально на подготовку студентов к профессиональной деятельности.
Поэтому при обучении как в аспирантуре, так и в интернатуре акцент делается на
практ. работе под руководством специалистов. Практически во всех программах
профессиональных школ предусмотрена защита диссертации, но ее написание
рассматривается не как самоцель, а как форма практики. В-четвертых,
профессорско-преподавательский состав включает большое количество
психологов-практиков, и все сотрудники, как правило, так или иначе участвуют в
профессиональной деятельности. Наконец, по окончании последипломного обучения
здесь обычно присуждается степень доктора психологии, а не степень доктора
философии.
Прообразом совр. Ш. п. п.
была программа по клинической психологии в Адельфийском ун-те (Adelphi University). Когда в 1957 г. эта программа была одобрена
Комитетом по аккредитованию Американской психол. ассоц., она стала первой аккредитованной
программой, чьей осн. целью была подготовка не ученых или ученых-практиков, а
клиницистов для практ. работы. До тех пор все программы по клинической
психологии и психол. консультированию в США и Канаде создавались по Боулдерской
модели образования, определенной на конференции по вопросам обучения
клинических психологов в Боулдере, штат Колорадо, в 1949 г. На конференции было
предложено готовить клинических психологов на факультетах психологии в ун-тах,
где они должны были научиться проводить исслед. и заниматься практ.
деятельностью, а также — по окончании аспирантуры — защитить степень доктора
философии. В первой программе при Адельфийском ун-те сохранялась
административная структура, характерная для университетских программ, по ее
окончании присуждалась степень доктора философии, но учебный план был изменен —
гл. обр. за счет введения дополнительной клинической практики под наблюдением
специалистов.
Первым учреждением,
административно организованным как школа психологов практиков, была Аспирантская
школа психологии в Духовной семинарии Фуллера. Первоначально психологи
набирались в семинарию для подготовки духовенства к проповеднической
деятельности, однако через нек-рое время они направили свою усилия на создание
разносторонней докторской программы, сочетающей клиническую психологию с
теологическими исслед. Аспирантская школа Фуллера была открыта в 1965 г.
Широкое распространение Ш.
п. п. получили, однако, лишь после 1969 г., когда была основана Калифорнийская
школа профессиональной психологии. В 1960-х гг. Калифорния испытывала нехватку
профессиональных психологов. Население штата быстро росло, существенно
увеличились и потребности об-ва в практикующих специалистах в сфере психич.
здоровья, а ориентированные на исследовательскую деятельность программы по
клинической психологии готовили лишь небольшое число таких специалистов. В 1970
г. два учреждения Калифорнийской школы профессиональной психологии — в
Сан-Франциско и Лос-Анджелесе — приняли первых студентов. В последующие два
года университетские городки были открыты также в Сан Диего и во Фресно.
В 1973 г. очередная
конференция по вопросам профессиональной подготовки в области психологии прошла
в Вэйле, штат Колорадо. На конференции было решено, что психология достаточно
развилась, чтобы иметь конкретные профессиональные программы помимо научных и
профессионально-научных. Подходящими заведениями для подготовки специалистов
были названы профессиональные школы, а в качестве удостоверения об окончании
программы практ. обучения рекомендовалась степень доктора психологии. В
последующие годы школы профессиональной психологии были созданы во многих
уголках США — как на базе ун-тов, так и в качестве самостоятельных учреждений.
Аспирантура по прикладной и профессиональной психологии, открытая в Ун-те Рутгерса
(Rutgers
University)в 1974 г., была первой
созданной на базе ун-та профессиональной школой, к-рая присуждала степень
доктора психологии. Программа в Ун-те Рутгерса, как и предшествующая ей
программа получения степени доктора психологии в штате Иллинойс, была
научно-практической и сохраняла возможность получения степени доктора философии
для тех, кого интересовала прежде всего исследовательская деятельность. С тех
пор эта модель — когда относительно крупная Ш. п. п., ориентированная
преимущественно на подготовку практиков и присуждающая степень доктора
психологии, функционировала параллельно с менее крупной программой получения
степени доктора философии, направленной на подготовку обучающихся к научной
деятельности, — стала применяться в нескольких др. ун-тах и независимых
профессиональных школах. К началу 1990-х гг. существовало более 35
профессиональных школ, около половины к-рых работали на базе ун-тов, а
остальные — в качестве независимых учреждений. В это время более трети всех
студентов, получивших степень доктора в области клинической психологии, были
выпускниками профессиональных школ.
По мере своего развития эти
школы несколько изменились. В первых независимых школах весь или почти весь
профессорско-преподавательский состав набирался на неполный рабочий день. За
прошедшие годы в независимых школах количество преподавателей, работающих на
полную ставку, увеличилось, а большая часть сотрудников университетских
профессиональных школ уже изначально набиралась на полный рабочий день. Психол.
центры, аналогичные клиникам при мед. школах, яв-ся теперь неотъемлемым
атрибутом почти всех профессиональных школ; они представляют собой управляемые
заведения, где преподаватели и студенты оказывают общественные услуги, где
проходит обучение студентов и проводятся исслед. Работа над диссертацией,
исключавшаяся в некоторых из первых школ, сейчас яв-ся важной частью почти
каждой программы, хотя основное внимание по-прежнему уделяется
непосредственному практическому обучению, а систематические исслед.
рассматриваются как форма профессиональной деятельности. В 34 из 36 учреждений,
зарегистрированных в 1991 г. Национальным советом школ профессиональной
психологии (National
Council of Schools of Professional Psychology), степень доктора философии была заменена степенью доктора
психологии.
Совет профессиональных школ
был создан в 1976 г. в целях обеспечения возможности обмена информ. между
профессиональными школами, разработки стандартов образования, подготовки
профессиональных психологов и улучшения всевозможными способами
образовательного процесса т. о., чтобы выпускники смогли лучше удовлетворять
общественным нуждам. На основе цикла конференций и отчетов совет
проанализировал свою работу, определил учебные планы и ввел средства контроля
за качеством деятельности членских организаций. Наряду с Советом аспирантур при
факультетах психологии (Council of Graduate Departments of Psychology)и
Советом руководителей программ по клинической психологии в ун-тах (Council of University Directors
of Clinical Psychology Programs)Национальный совет школ
профессиональной психологии активно участвует в формировании образовательной
политики в области психологии в США.
См. также Американская психологическая ассоциация, Американское психологическое общество (AmericanPsychological Society) , Степень доктора психологии (doctor ofpsychology degree) , Обучение психотерапии (psychotherapy training)
Д. Р. Питерсон
|