Энциклопедия психологии, коучинг, управление персоналом


 
Энциклопедия ПСИХОЛОГИИ


Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


Межличностная аттракция (interpersonal attraction)

 

В том виде, как она определяется соц. психологами, М. а. указывает на благосклонное отношение или чувство приязни и симпатии к др. чел. Большинство эмпирических исслед. посвящено первым впечатлениям и начальным контактам, хотя внимание к аттракции между людьми в продолжающихся отношениях привлекает. Установлено, что первые впечатления определяют поведение чел. в отношении др. лица и могут вызывать у этого другого реакции, которые согласуются с этим впечатлением и, т. о., подкрепляют его. В качестве общего правила, нас тянет к тем, кто, как мы полагаем, обладает благоприятными характеристиками или качествами, и нас отталкивают те, кого мы воспринимаем как наделенных неблагоприятными атрибутами, причем силы притяжения/отталкивания тем больше, чем больше воспринимаемые нами достоинства/недостатки др. людей.

Физическая внешность. Люди всех возрастов склонны предпочитать физ. привлекательных людей физ. непривлекательным. В пределах одной и той же культуры или субкультуры существует значительная степень согласия в оценках физ. привлекательности чел., однако нам мало что известно о тех конкретных атрибутах, к-рые определяют красоту. Физ. привлекательные люди воспринимаются как обладающие такими социально желательными чертами личности, как чуткость, доброта, скромность, ум и общительность и, в соответствии с этими стереотипными представлениями, физически привлекательные вызывают к себе большее чувство симпатии, чем физ. непривлекательные. Однако существуют свидетельства, что физ. внешность оказывает большее влияние на влечение мужчин к женщинам, чем наоборот.

Поведение. Впечатления часто основываются на наблюдениях открытого поведения в сочетании с тем контекстом, в к-ром оно возникает. Исслед. в области каузальной атрибуции показывают, что поведение др. чел. зачастую объясняется путем приписывания ему соответствующих личностных диспозиций. Эти умозаключения в дальнейшем влияют на возникновение чувства симпатии или неприязни к этому чел.

Существуют определенные свидетельства тому, что на возникновение симпатии оказывают влияние такие невербальные характеристики поведения, как улыбка, контакт глаз, прикосновения и телесная поза. Эффекты самораскрытия (self-disclosure), по-видимому, зависят от обстоятельств, при к-рых раскрывается информ., и, что представляется наиболее важным, от того, оказывается ли эта раскрываемая информ. социально желательной или нежелательной.

Сходство. Наша симпатия к др. людям возрастает как прямая функция от степени, в к-рой мы воспринимаем их похожими на нас в своих мнениях, интересах и личностных характеристиках. Многочисленные лабораторные и полевые эксперименты оказывают сильную поддержку такому заключению.

Последствия привлекательности. Последствия межличностной привлекательности привлекли к себе гораздо меньше внимания исследователей, чем ее предпосылки. Конечно, разделение причин и следствий в контексте развивающихся взаимоотношений является отнюдь не простой задачей. Так, взаимодействие между людьми может приводить к увеличению сходства выражаемых ими мнений и интересов, что в свою очередь может оказывать влияние на их взаимную симпатию и последующее взаимодействие и т. д.

Многие реакции на др. чел., по-видимому, вовсе не зависят от его привлекательности. В свою очередь, привлекательность др. чел. обычно вызывает тенденцию сближаться и устанавливать дружеские отношения с этим чел. Что не вызывает сомнений, так это то, что на формы, к-рые будет принимать эта тенденция сближения, в значительной степени влияют ситуационные и личностные факторы.

См. также Аттитюды (attitudes) , Экспрессивная мимика (facial expressions)

А. Айзен



Алфавитный указатель: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я A-Z


 
Rambler's Top100   Yves Saint Laurent http://yslbeauty.com.ru/maquillage/eyes/mascara ysl тушь.