Мультимодальная терапия (multimodal therapy)
Многие клиницисты используют
многомерные и многогранные процедуры обследования и лечения, к-рые они часто
обозначают термином М. т. Однако, хотя деятельность большинства психотерапевтов
внешне выглядит эклектичной и мультимодальной, лишь немногие в действительности
являются мультимодальными терапевтами. Это отличие является весьма важным.
Эффективный терапевт обычно проводит некоторую модификацию клинических процедур
в зависимости от любой из большого числа переменных. М. т., по существу,
является той терапией, к-рую, в отличие от деклараций своей деятельности,
опытные психотерапевты проводят в действительности. Поскольку М. т. прошла
четко определенное ист. развитие, имеет соответствующую систематизированную
теорию и широкий репертуар технических приемов, она может вытеснить системы,
ограничивающие свободу и инициативу психотерапевтов, и позволить обойтись без
эклектицизма, широко распространенного сейчас в психотерапии.
Мультимодальный подход
предлагает интегративный план обследования и лечения, в к-ром пациент
рассматривается целостно в рамках своего соц. окружения. Этого достигают, не
жертвуя точностью оценки. Людей беспокоит множество специфических проблем,
решение к-рых предполагает широкий спектр определенных вмешательств. Обращаясь
к уникальным переменным, мультимодальные психотерапевты избегают «втискивания»
клиентов в устоявшиеся лечебные процедуры. Вместо этого они индивидуализируют
лечебный процесс с тем, чтобы более полно соответствовать ожиданиям и другим
личным требованиям клиента. Они используют операциональные средства для того,
чтобы «говорить на языке клиента».
Мультимодальное обследование
клиента предполагает оценку каждой области профиля BASIC I. D.:поведения (В =
behavior), аффекта (А = affect), ощущений
(S = sensation), умственных образов (I = imagery), когниций (С = cognitions), межличностных отношений (I = interpersonal
relationships)и медикаментозных/биолог.
факторов (D= drugs / biological factors). Тщательное изучение каждой
из этих семи модальностей дает представление о главных ингредиентах
психологической конституции чел. Оценить взаимодействие между различными
модальностями — напр., как определенные паттерны поведения влияют на
аффективную сферу или, наоборот, подвергаются влиянию аффектов, ощущений, мысленных
образов, когниций и значимых отношений, — значит очень многое узнать об
индивидууме и его соц. связях.
Один из наиболее важных
тактических приемов, используемых в М. т., называется трекинг (tracking
— прослеживание). Некоторые люди склонны вызывать у
себя отрицательные эмоции тем, что фиксируются сначала на ощущениях (S) (напр., легком
головокружении и усилении сердцебиения), с к-рыми они связывают негативные
когниций (С) (напр., мысли о болезни
и смерти), после чего у них сразу появляются аверсивные образы (I) (напр., представления о
больничной обстановке и страдании), завершающиеся кульминацией в виде
дезадаптивного поведения (В)(напр., лишенного необходимости
избегания). Приведенная выше последовательность — SCIB — требует иной стратегии лечения, чем другой
паттерн, напр., BICS.
Прослеживая
точную последовательность событий, ведущих к аффективному расстройству,
психотерапевт способствует пониманию клиентом значения предшествующих звеньев
патогенетической цепи и делает его способным к самостоятельному принятию
адекватных мер.
Компетентный Мультимодальный
психотерапевт конструирует профили модальностей, которые служат «планом
терапии». Когда лечение заходит в тупик, для решения более специфических
проблем используются профили второго порядка (Second Order BASIC I. D. Profiles). При лечении в стационаре используются и некоторые
дополнительные методы М. т.
См. также Новаторские психотерапии (innovativepsychotherapies) , Психотерапия (psychotherapy)
А. Лазарус
|