Подготовка руководящих кадров (managementdevelopment)
П. р. к. — всеохватывающий,
долгосрочный образовательный процесс, сочетающий в себе обучение с отрывом от
работы и обучение на рабочем месте. Она отличается от повышения квалификации
или стажировки своей продолжительностью. Гетцкоу, Форхенд и Джеймс обнаружили,
что годичный курс подготовки с целью развития управляющих для занятия новых
должностей в гораздо большей степени изменял их поведение в сравнении с более
короткими курсами обучения. Такая подготовка м. б. организована в виде
длительного и непрерывного процесса, начинающегося со времени прихода в орг-цию
на низшую ступень управленческой иерархии и продолжающегося чуть ли не до ухода
на пенсию с ее высшей ступени. В отличие от профессионального обучения, курс
профессионального развития относится к получению образования, связанного с
дальнейшим расширением умений работающих менеджеров справляться с разнообразием
проблем, с к-рыми они могут столкнуться в процессе своего профессионального и
должностного роста.
П. р. к. происходит как с
отрывом от работы, так и непосредственно на рабочем месте. При обучении с
отрывом от работы она может включать те же самые предметы, к-рые входят в
программу подготовки магистра делового администрирования (MBА): бухгалтерский учет, управление финансами, исслед. операций,
экономику и стат. В содержании таких обязательных курсов как деловая политика,
теория орг-ции, планирование деятельности, лидерство, трудовая мотивация и
мораль обычно широко представлена организационная психология.
Подготовка на рабочем месте
может выражаться, в частности, в ротациях, наставничестве и поручении
специальных заданий. Управляющие низшего звена, систематически отбираемые на
основе эффективных оценивающих программ для подготовки к занятию высших
должностных позиций, продвигаются по диагоналивверх по организационной
иерархии, задерживаясь на каждой позиции в течение неск. лет, не более. Это
позволяет обеспечить растущего менеджера широким видением деятельности орг-ции
в целом и приобрести опыт решения проблем в различных элементах ее системы. Наставничество
или менторство обеспечивает растущих менеджеров руководством и обратной связью
от их старших по рангу коллег. Специальные задания позволяют приобретать
необходимый опыт в решении специфических проблем.
Эффективная программа П. р.
к. опирается на анализ целей орг-ции и сравнение потребностей в управленческих
кадрах с имеющимися у нее ресурсами. Возможность удовлетворять свои потребности
в руководителях за счет продвижения собственных работников, а не за счет найма
со стороны, позволяет орг-ции сводить к минимуму нарушения в слаженном
механизме работы. Большая часть из того опыта, к-рый орг-ция приобретает при
решении внутренних и внешних проблем, накапливается ее руководством. Такая
подготовка руководителей способствует эффективной, согласованной внутренней
преемственности в орг-ции.
Участие управляющих в таких
программах позволяет им более четко представлять пути собственной карьеры. Это
помогает объединять потребности конкретного чел. с целями орг-ции и стимулирует
управляющего постоянно совершенствовать свои умения в процессе продвижения.
Последнее означает, что руководитель вовлекается в процесс «обучения на всем
протяжении карьеры».
Одна из интересных стратегий
разраб. программы П. р. к. начинается с просьбы к немногочисленному кругу
высших руководителей орг-ции указать своих лучших управляющих. Видение и
подходы, используемые в работе этими лучшими исполнителями, тщательно
изучаются. Извлекаемые отсюда принципы кладутся в основу программ развития для
др. ключевых менеджеров в орг-ции.
Параллельно должен
осуществляться анализ достоинств и недостатков работы растущих управляющих.
Развивающие мероприятия для этих лиц концентрируются вокруг тех сторон
деятельности, соответствие текущим и будущим требованиям в к-рых оказывается
проблематичным без усиления соотв. умений. Планы действий по развитию
формируются на основе изучения расхождений между достоинствами и недостатками.
При планировании осн. внимание уделяется наиболее серьезным расхождениям, над
к-рыми управляющий сохраняет определенный контроль.
См. также Развитие профессиональной карьеры (careerdevelopment)
Б. М. Басс
|