Производственные консультанты (industrialconsultants)
Производственные, или
организационные, консультанты оказывают орг-циям независимые консультационные
услуги, опираясь на профессиональные знания и умения, релевантные решаемым в
орг-циях практ. проблемам, связанным с управлением. Внешние консультанты не
яв-ся штатными сотрудниками той орг-ции, к-рой они предоставляют свои услуги;
внутренние консультанты, как правило, — штатные сотрудники подразделений
организационной работы с персоналом или главного правления фирмы, к-рые могут
оказывать консультационную помощь др. подразделениям своей орг-ции.
Нек-рые стороны этого
определения требуют пояснения. Во-первых (и это представляется наиболее
важным), внешнее консультирование — независимая услуга, отличительной
особенностью к-рой яв-ся беспристрастность и непредубежденность консультанта.
Это означает, что консультант приходит в клиентскую орг-цию со свежим взглядом,
с непредвзятой, сторонней т. зр. и не имеет перед орг-цией иных обязательств,
нежели принести ей пользу.
Во-вторых, внешний
консультант не имеет непосредственной власти для реализации к.-л. изменений в
орг-ции; т. о., роль консультанта всегда ограничена ролью советника.
Большинство консультантов в связи с этим считают необходимым привлечение
клиента к участию в консультационном процессе, начиная с самых ранних его
стадий.
В-третьих, консультирование
опирается на профессиональные знания и умения консультанта. Чтобы стать П. к.,
психолог должен сформировать у себя осознание и понимание широкого спектра
производственных управленческих процессов и проблем. В этом контексте процесс
консультирования не яв-ся предоставлением набора заранее известных решений в
отношении различных управленческих проблем; скорее это работа с клиентом с
целью выработки новаторских, но при этом вполне реализуемых решений,
опирающихся на всесторонний анализ имеющихся данных.
Вообще говоря, существует 2
типа П. к. — эксперты и процессуальные консультанты. Консультанты-эксперты
обладают чрезвычайно высоким уровнем квалификации в предметной области,
релевантной проблемам, с к-рыми сталкивается клиент. Консультанты-эксперты
выслушивают, какую информ. от них хотел бы получить клиент, пытаются уяснить
себе его потребности и затем предоставляют такую информ. с рекомендациями по ее
использованию.
Процессуальные консультанты
обычно привлекаются для оказания помощи в диагностике проблем, возникающих в
области челов. отношений. Работа процессуального консультанта начинается с
оценки и постановки диагноза — сбора данных и интеграции этих данных в
логически увязанную систему. Как только клиент и консультант пришли к согласию
в отношении диагноза, они предпринимают совместные усилия в поиске возможных
вариантов решений по устранению проблемы. Выбор конкретного способа решения
всегда остается за клиентом, поскольку ему предстоит осуществлять внедрение,
тогда как осн. задача консультанта состоит в оказании помощи в поиске нужного
решения.
Процессуальное
консультирование яв-ся преимущественной стратегией организационного развития.
Организационное развитие определяется как осуществление запланированных,
реализуемых в масштабе всей орг-ции мероприятий, проводимых ее руководством с
целью увеличения эффективности и жизнеспособности орг-ции путем запланированных
вмешательств в организационные процессы с использованием принципов
бихевиоральной науки. К числу стратегий организационного развития относятся
создание групп, управление межгрупповыми отношениями, развитие на основе
опросов сотрудников, переходные собрания, конфронтационные собрания и
инструктирование.
См. также Человеческие факторы (human factors) , Организационная диагностика (organizationaldiagnosis)
Л. Д. Гудстейн
|