Развитие навыков межличностных отношений (interpersonal skills development)
Н. м. о. — это совокупность
видов и форм поведения, к-рые определяют и, возможно, ограничивают качество
личных отношений между людьми. Понимание необходимости тщательной качественной
оценки того, как люди ведут себя друг с другом, представляет собой относительно
новое измерение в психологии. Н. м. о. чаще всего определяются как навыки
общения (communication
skills), и наиболее систематическому
изучению были подвергнуты как раз вербальные и невербальные транзакции в
процессе общения.
Концепция развития Н.м.о. и
их последующего тренинга предполагает, что эти навыки приобретаются, а не
выявляются из латентного состояния. Благодаря этому фокусу на научении, интерес
психотерапевтов и специалистом по теории коммуникации привлекают такие факторы,
как влияние культурной среды, окружения, соц. ожиданий, общественных и личных
ценностей.
Альфред Адлер —
социал-демократ — был первым, кто стал рассматривать людей как в высшей степени
соц. существ, чье поведение яв-ся преднамеренным и целенаправленным. Более
поздняя работа Карен Хорни, в к-рой подчеркивалось влияние культурной среды на
формирование невротических представлений о себе, и, в особенности,
интерперсональная теория Гарри Стэка Салливана проложили для будущих теоретиков
дорогу к изучению более субъективного мира пациентов.
Помимо тезиса о
необходимости рассматривать клиента как «целостного чел.», Роджерс дал толчок к
формулированию концепции существования центрального ядра «облегчающих» (fasilitative)условий, являющихся решающими в развитии
конструктивных отношений между терапевтом и клиентом. Он определил эти условия
как эмпатию, душевную теплоту и искренность (genuineness)психотерапевта
в отношениях с клиентом.
Чарльз Б. Труа и Роберт Т.
Каркуфф в своих глубоких исслед. получили новую информ. об ингредиентах
консультирования и психотерапии, обеспечивающих терапевтическую эффективность.
Впечатляющие своим объемом данные, опубликованные этими исследователями,
способствовали дальнейшему прогрессу исслед., проявившемуся прежде всего в
создании нескольких комплектов надежных шкал для измерения точности
взаимопонимания, эмпатии, альтруистической теплоты и конгруэнтности (self-congruency)психотерапевта.
Сэмовэр и Ринтай придают
особое значение тому, что в челов. речи выражаются общие элементы, а челов.
внимание отличается высокой избирательностью. Они постулируют, что люди активно
стремятся к согласованности между их Я-образами, поведением и воспринимаемой
информ. и что они поддерживают эту субъективную (perceptual)согласованность
посредством искажения воспринимаемой информ. или уклонения от сведений, к-рые
не в силах изменить.
Эти авторы утверждают, что
активное слушание получателя информ. способствует ее лучшему сохранению в
памяти. Социальные роли и соц. статус оказывают влияние на коммуникацию в
организациях и ни один символ или слово не имеют какого-то абсолютного значения
(иными словами, «значение» слова определяется не столько самим по себе словом,
сколько говорящим или слушающим участником коммуникации. Они также занимались
изучением вклада невербального языка в челов. коммуникацию.
Каркуфф и его сотрудники
разработали модель содействия межличностным отношениям, ориентированную в
первую очередь на использование в терапевтической ситуации. Их модель,
ориентированная по существу на тренировку и обучение, предполагает
первоначально выработку навыка различения, т. е. способности конкретного лица
достаточно полно понимать обращенную к нему информацию как по содержанию, так и
в отношении той функции, к-рую она выполняет в процессе коммуникации.
Способность получать информ. полностью зависит от уровня внимания
воспринимающего.
Модус реагирования чел. на
сообщение имеет решающее значение для непрерывности конструктивной коммуникации
и составляет основу инициативы к действию. На эффективность коммуникации влияют
шесть условий межличностного взаимодействия; три из них играют облегчающую роль
и три содействуют активности.
Облегчающие условия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации
на объективно высоком уровне, они делают более успешными усилия индивидуума
узнать и понять себя.
1. Эмпатия — это способность временно слиться с другим человеком и
увидеть мир его глазами. Это способность понимать опыт (experiences)и
чувства другого человека.
2. Уважение — это способность сообщить другому человеку свою симпатию
к нему и веру в его потенциальные возможности.
3. Конкретность — это способность помочь другому человеку точно
сформулировать высказывания о своих чувствах и опыте.
Условия действия. Когда эти условия предлагаются в ходе коммуникации на объективно
высоком уровне, они способствуют претворению идей в действия.
1. Искренность — это способность оставаться самим собой в отношениях с
другим человеком.
2. Конфронтация — это способность говорить другому то, что есть на
самом деле и указывать на расхождения между словами, действиями и
воспринимаемой реальностью.
3. Открытость — это способность понимать как собственные чувства и
опыт, так и чувства и опыт другого, возникающие в процессе взаимодействия.
См. также Групповая психотерапия., Тренинг социальных умений
Р. Берг
|