Религия и психология (religion and psychology)
Почему одни люди глубоко
религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают
богослужений? Почему нек-рые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами
епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему
нек-рые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие
воспринимают религию как «скучную обязанность»? Почему нек-рые люди находят в
своих религиозных убеждениях успокоение и поддержку, в то время как другие
ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения? Какова роль религии
для психич. здоровья, психотер., прояснения ценностей и нравственного
поведения?
Это лишь часть вопросов,
ответы на к-рые интересуют психологов, занимающихся изучением религии. Несмотря
на то, что многие пытались дать определение психологии религии, по-видимому,
никому не удалось это сделать лучше, чем профессору Роберту Таулессу из
Кембриджа. Он писал, что психол. изучение религии пытается «понять религиозное
поведение, применяя к нему психологические закономерности, выведенные на основе
изучения нерелигиозного поведения». Хотя психология религии иногда и исследует
парапсихол. феномены, осн. акцент все же делается на более традиционных формах
религиозного опыта, включая молитву, обращение в веру, мистические переживания,
отправление религиозных обрядов и участие в религиозных общинах и культах.
Такие исслед. тж поднимают вопросы консультирования, однако психология религии
все же в большей степени фокусируется на понимании религиозного поведения или
опыта.
Психология религии
существует с начала XX в., и одно время быстро и продуктивно развивалась,
однако после возникновения бихевиоризма интерес к ней упал и она прекратила
свое существование практически на 50 лет. Лишь относительно недавно она
воскресла и стала восприниматься как оправданная и вызывающая уважение область
исслед. для психологов.
Фрейд, невзирая на свою
характеристику религии как «иллюзии», «универсального невроза» и «наркотика»,
к-рый, как он надеялся, «человечество преодолеет», тем не менее проявлял
большой интерес к религиозному поведению и написал на эту тему неск. статей и 3
книги. Юнг, Адлер и др. представители раннего психоаналитического движения,
продолжившие изучение религии, подходили к ней с менее критических и более
признающих психол. ценность теологических убеждений позиций.
В США изучение религии
считалось важной ветвью ранней общей психологии. Г. Стэнли Холл, напр.,
использовал научные методы для изучения религии. Однако, гораздо большую
известность и влияние оказал цикл Джиффордовских лекций Уильяма Джеймса.
Опубликованная Джеймсом в 1902 г. книга под названием «Многообразие
религиозного опыта» (Varieties
of religious experience)является, пожалуй,
единственным классическим психол. исследованием религии.
Некоторые сферы интереса
Методология. Сложность религиозного поведения и опыта привела психологов к
использованию разнообразных измерительных инструментов. К ним относятся анализ
личных отчетов и интроспекции; клиническое, естественное и включенное
наблюдение; использование анкет, опросников и глубинных интервью; анализ
документов, таких как дневники и автобиографии религиозных людей; использование
личностных тестов; изучение религиозных документов, включ. Библию; и
использование эксперим. процедур. Научное изучение религии делает успехи, но
этот прогресс идет медленно и трудно, поскольку челов. религиозные феномены
(такие как «вера», «убеждение», «обращение» и «приверженность») слабо поддаются
точному определению и измерению.
Психологические источники религии. Религия — широко распространенный феномен;
она имеет долгую историю и оказывает сильное влияние. Фрейд полагал, что
толчком к ее возникновению служила борьба первобытных людей с чувством вины и
сексуальными импульсами. Более совр. психологи отказались от поиска ист. корней
религии и вместо этого сконцентрировались на психол. источниках возникновения и
существования религии в современности.
Религиозное развитие. На протяжении жизненного цикла у людей меняются
взгляды на окружающий мир и восприятие Бога. Детская вера, по-видимому,
является простой и магической. По мере взросления человека, его моральные
ценности, представления о сверхъестественном и участие в религиозной
деятельности претерпевают серьезные изменения.
Религиозный опыт. Это одна из осн. областей интереса психологов, занимающихся изучением
религии. Уильям Джеймс проанализировал причины и влияние обращения в веру,
мистических переживаний, праведности и молитвы. Последующее изучение в данной
области дополнилось исследованиями глоссолалии, религиозного содержания снов,
психол. основ медитации, влияния религиозного убеждения и ритуала, чудесных
исцелений, измененных состояний сознания, влияния исповеди и прощения, влияния
оккультных и культовых феноменов, объяснения чудес, употребления наркотических
средств с целью вызова религиозных переживаний, и религиозных влияний в области
психопатологии.
Динамика религиозного поведения. Прайзер считает, что религия не только влияет
на людей, но и сама зависит от особенностей челов. восприятия, интеллектуальных
процессов, мышления, лингвистических функций, эмоций, моторного поведения,
межличностных отношений и отношения к вещам, идеям и к самому себе. Несмотря на
свое сегодняшнее незначительное место в психологии религии, изучение взаимосвязи
общепсихологических и религиозных феноменов представляет потенциальный интерес
для будущих исслед.
Религия и социальное поведение. Соц. психологи испытывают особый интерес к соц.
организации церквей и синагог, соц. структуре и влиянию религиозных общин,
ролям религиозных лидеров и характеру религиозных обрядов и семинаров.
См. также Религиозное поведение (religious behavior)
Г. Р. Коллинз
|